Прекрасный доклад Юрия Мануилова об иконах и иконописи.
Договорились разработать проект тематического лектория на следующий сезон.
По второму вопросу. Спасибо всем присутствующим.
Выработали предложения и направили как докладчику Марианне Дроздовой,
так и Райту Рессу, руководителю отдела культуры тартуской городской управы, частично финансирующей общинные встречи (финансовую поддержку оказывает также руководимый Сергеем Чуркиным фонд "Русская культура" ).
Надеемся на то, что будем включены в круг организаций, которых информируют и мнение которых учитывают.
Публикуем на русском языке, на эстонском см. ниже.
Модерировала Виктория Неборякина
Meie ettepanekud projekti «Eesti kultuuripoliitika põhialuste uuendamine» koordinaatorile
Договорились разработать проект тематического лектория на следующий сезон.
По второму вопросу. Спасибо всем присутствующим.
Выработали предложения и направили как докладчику Марианне Дроздовой,
так и Райту Рессу, руководителю отдела культуры тартуской городской управы, частично финансирующей общинные встречи (финансовую поддержку оказывает также руководимый Сергеем Чуркиным фонд "Русская культура" ).
Надеемся на то, что будем включены в круг организаций, которых информируют и мнение которых учитывают.
Публикуем на русском языке, на эстонском см. ниже.
Наши
предложения координатору по проекту "Обновление основ культурной политики
Эстонии"
Желая мира в доме
и культурного многообразия, предлагаем идеи, которые были генерированы на
Общинной встрече (на итоговом мероприятии
одноименного проекта):
·
Исторически
сложившиеся меньшинства (например, русское, в том числе старообрядческое, и шведское меньшинство) могли бы быть отдельной группой вне системы зонтичных организаций
национальных меньшинств, поскольку у них есть специфические потребности и
контекст.
·
Их можно
было бы рассматривать часть своего народа (kodurahvana) и поддерживать на других принципах.
·
Считаем
разумным создать (восстановить) культурные центры (в собственности местных самоуправлений или
государства), финансирование которых было бы стабильным и руководство (деятельностью и
развитием) профессиональным, а не самодеятельным и только на проектной основе.
·
Центры
культуры могли бы быть также и инкубаторами, где находила бы поддержку деятельность
возникающих как гражданские инициативы объединений, товариществ и др., в том
числе, и молодежные начинания.
·
Повышение
квалификации деятелей культуры этих культурных центров могло быть на русском
языке, но и поддерживающее овладение на хорошем уровне эстонским языком.
·
Инфопорталы,
отражающие события в культурной жизни (например kultuuriaken
в Тарту) могли бы позволять публиковать информацию
на кириллице, это помогло бы увеличивать число членов организаций и потребителей.
·
www.etnoweb.ee – редактрование/модерирование могло
бы стабильно финансироваться для того, чтобы полученная информация от обществ
культуры перерабатывалась и размещалась
на этом портале.
·
Финансирование
могло бы быть квотированным в соответствии величине культурного меньшинства, в
том числе поддержка русского меньшинства могло бы быть в разы больше.
·
При
распределении финансовой поддержи по проектам можно было бы использовать
разумный принцип (например, 50/50), чтобы доставало финансирование просветительской и культурно-образующей
деятельности, а не только на проведение мероприятий (фестивали, концерты,
и др. одноразовые события) .
·
Поддержка
проводящимся мероприятиям могла бы отдаваться предпочтительно тем, кто
привлекает местные коллективы, а не расходовать ресурсы только на проездные
зарубежным гостям мероприятий. В этом вопросе надо найти хорошее равновесие.
·
В
структуре местного самоуправления мог бы быть специалист для поддержка и направлению
культурного многообразия , у которого была бы компетенция и мотивация быть в курсе событий и развития различных
сообществ. Косвенно это работало бы и как сбор информации и контроль за тем,
какие сообщества действительно работают, а какие нет.
·
Одним
из инструментов государственной культурной политики могло бы стать создание инкубаторов (lв форме культурной экономики),
чтобы научить социальному/культурному
предпринимательству.
·
Рассматривать
культурную автономию как одну из форм организации культурной деятельности.
·
Предоставить
возможность получать стартовый капитал для развития социального
предпринимательства аналогично с программой, предназначенной для безработных,
желающий начать свой бизнес.
Модерировала Виктория Неборякина
Meie ettepanekud projekti «Eesti kultuuripoliitika põhialuste uuendamine» koordinaatorile
Soovides kodurahu ja kultuurimitmekesisust
pakume välja ideed, mis olid genereeritud Kogukonnakohtumisel Jaamamõisas (lõpp
üritus sama nimelise projekti raames)
·
Ajalooliselt väljakujunenud
vähemused (näiteks, vene, sealhulgas vanausulised ja rootsi vähemused) võiksid
olla vähemrahvuste katusorganisatsioonide süsteemist eraldi, kuna neil on
spetsiifilised vajadused ja taust
·
Neid võiks käsitleda kodurahvana
ning toetama teiste printsiipidele vastavalt.
·
Peame mõistlikuks rajada (taastada) kultuurikeskused (kas KOV
või riigi omanduses), mille finantseerimine oleks stabiilne ning (tegevuse ja
arengu) juhtimine professionaalne, mitte isetegevuslik ja vaid projektipõhine.
·
Kultuurikeskused võiks toimida
inkubaatorina, kus leiaks toetust ka
kodanikuühiskonna initsiatiivil tekkinud ühenduste, seltside, jm tegevus, sh
noorte algatusel.
·
Kultuurikeskuste professionaalsete
kultuuritegelaste koolitamine võiks olla ka vene keeles, kuid ka võimaldav hea eesti keele omandamist.
·
Kultuurisündmusi kajastavad
infoportaalid (näiteks kultuuriaken Tartus) võiks võimaldada lisad tekste
kirillitsas, see aitaks liikmearvu ja tarbijate arvu suurendada.
·
www.etnoweb.ee –toimetamine/modereerimine võiks olla stabiilselt finantseeritud, selleks,
et saaks ümber töödelda kultuuriseltsidelt saadud informatsiooni ning
paigaldada seda portaalile
·
www.kultuuripoliitika.ee – võiks olla ka
vene keelne info
·
finantstoetamine võiks olla
kootide põhine vastaval rahvusvähemuse suurusele, sh vene rahvusvähemuse
toetamine võiks kolla kordi suurem.
·
Projektitoetuste jagamisel võiks
järgida mõistlikuma printsiipi (näiteks 50/50); et jätkuks toetust ka
kultuurikoolitustele, valgustustegevusele, mitte vaid ürituste (festival,
kontsert, jms ühekordse tähtsusega üritused) läbiviimistele.
·
Ürituste korraldajatele võiks
oleks eelistatum tegevus Eestis tegutsevate kollektiivide kaasamist, mitte
raisata ressursse ainult külaliskollektiivide esinemiseks reisikulude katmisel.
Selles küsimuses oleks vaja head tasakaalu leid.
·
KOV struktuurides võiks olla
kultuurimitmekesisuse toetav ja suunav spetsialist, kellel oleks pädevus ja
motivatsioon olla kursis erinevate seltside arengu jälgimist ja toetamist.
Kaudselt see toimiks ka info kogumise kontrollina, millised MTÜ tegutsevad,
millised mitte.
·
Riigi kultuuripoliitika üheks
instrumendiks võiks olla inkubaatorite (loomemajanduse vormis), et õpetada
sotsiaalset/kultuurset ettevõtlust.
·
Käsitleda kultuurautonoomiat kui
üht vormidest kultuurialase töö organiseerimisel.
·
Võimaldada stardikapitali saamist
sotsiaalettevõtluse tekkimise ja arenguks analoogselt programmiga, mis on
ettenähtud töötutele, kes soovib alustada oma äri.