Доклад на Круглом Столе 31 мая.

Текст подготовил Олег Родионов

Выступление Виктории Неборякиной на тему «Тартуский центр развития социального капитала» (TSKA) на Круглом столе «Гражданское общество русских в Эстонии в проектах в социальной, культурной, образовательной сферах.»

В четверг, 31 мая в здании Национальной библиотеки в Таллине состоялось четвёртое заседание Круглого стола «Гражданский мир русского общества в проектах в социальной, культурной, образовательной сферах».
На заседании присутствовало более полутора десятков деятелей русского общества в различных сферах культурной и социальной жизни.
Заседание Круглого стола по уже заведённой и оправдавшей себя традиции открыл инициатор его создания и модератор Алексей Хватов. Он сообщил собравшимся, что в повестке дня рассмотрение трёх блоков вопросов.

После десятиминутного вступления Алексея Хватова и выступления Юрия Мальцева на тему о защите авторских прав слово было предоставлено Виктории Неборякиной, которая рассказала об истории создания и становления Тартуского центра развития социального капитала TSKA (Tartu Sotsiaalkapitali Arengukeskus).

Виктория Неборякина, основатель и руководитель Тартуского Центра развития социального капитала TSKA:


Это название родилось не у меня: мой сын как-то сказал: «Что ты будешь называться каким-то клубом «Стелла», или «Арина», конечно целевой группе роднее, но несолидно. Если подавать проекты в серьёзные фонды, то нужно иметь и солидное название». И с ходу выдал название. И когда сегодня разговор зашёл об авторских правах, то подумала, что с этого и надо начать: что это название – не моя идея, а Артёма Неборякина, он мне её подарил. Так что если вы, слушая меня, получите какие-то идеи – ради Бога, потому что все свои идеи я сама реализовать не смогу, да и сама пользуюсь идеями знакомых и друзей, которыми они со мной делятся. Пусть все– в общий котёл.


Прежде всего – для чего создан этот центр? Алексей Хватов говорил, что личности не пробиться, и нужен какой-то буфер, изобразил его кирпичиками «культура», «образование», «социальная сфера». Эти сферы, конечно, не разделены, как на его схеме, а взаимосвязаны и переплетены.  Действительно, такой буфер нужен. Мне показалось, что у нас в Тарту необходимо организовать что-то вроде инкубатора для тех инициативных людей, которые хотели бы что-то делать, но которым трудно пробиться в среду «культура», «образование», «социальная сфера» в условиях, когда для русских людей в Тарту никаких каналов коммуникации не существует. Даже школы уже не пытаются создавать такие каналы. Хотя по своей сущности любая школа могла бы представлять из себя центр развития социального капитала как для детей, так и их родителей.

Эта картинка передаёт наше общее понимание, что построение нашей общности в Тарту под крышей центра или вне его могло бы осуществляться по принципу кружков по интересам. Хотя к таким кружкам относятся порой свысока, я уверена, что из этих ручейков/источников деятельности рано или поздно должна получиться полноводная река, которая будет нас поддерживать – в общем, тут можно раскручивать и любой другой образ (мозаика, книжная полка и прочее).

Ожидание было  и есть такое, что под нашу крышу будут приходить инициативные люди с идеями, с просьбой помочь сделать, или предложением сделать вместе. Или наоборот: «У меня пока идеи нет, но можно посмотреть, что тут делается, и, возможно, и я на что сгожусь».

На следующем слайде – о первых попытках организовать в Эстонии интернет-толоку для русских людей. Принимали участие Сергей Середенко, Максим Рева, Елена Коржецкая, Саркиз Татевосян. Были интересные наработки (как создать сеть единомышленников, как продвигать идеи).

 
Поскольку время ограничено, только продемонстрирую их, и перехожу к конкретной проектной деятельности.

Тартуский Центр развития социального капитала и сам является проектом, и имеет разные подпроекты, и может развиваться успешно только тогда, когда чётко оговорены принципы, на которых такое сотрудничество и взаимодействие будет осуществляться. И если этих принципов придерживаются, то проекты плодоносят.

Первый принцип - соблюдения трёх законов позитивной диалектики, которые таковы.
Закон утверждение утверждения. Выслушав партнёра по диалогу, мы привыкли говорить: «Да, ты прав, но…». Как сделать над собой усилие, чтобы это «но» не сказать? Допустим, так: «Мне нравится твоя идея. А ты думал ещё о том-то и о том-то?». Чтобы твоё высказывание не конфронтировало с тем, что человек только что тебе сказал, а дополняло и выводило на новый уровень. Этому надо учиться, и если это начинает получаться, то команда начинает разрастаться.
Закон второй: переход качества в количество. Нужно делать хорошие, правильные вещи, и тогда рано или поздно это получит распространение.
Закон третий: от общего – к частному. Хотя бы мой пример: я говорю о принципах, о миссии, общие слова, и часто, причём, в основном, мужчины, говорят, мол, «я мало говорю, причём тут принципы, зато хорошо работаю», и т.д». Всё-таки, если неосознанны принципы, заложенные в основу дела, то оно разваливается. Когда приходят люди, становятся членами команды, а потом оказывается, что у них другие ценности, и они работают по другим принципам. И становится обидно, что сил положено много, а в результате получается, что носил воду в решете.
Не хотелось бы, чтобы русская община постоянно наступала на эти грабли.

Второй принцип – джазового ансамбля. И русская община, и наш центр социального капитала должны представлять из себя не хор, имеющий одного дирижёра, а – джазовый ансамбль, в котором важно умение сонастроиться. То есть, вести свою линию, но учитывать рядом играющего или поющего. Это требует профессионализма, владения разными стилями. Слово «игра» здесь означает то, что всегда, проводя какую-то совместную деятельность, надо понимать, что здесь и сейчас мы - в определённой роли, но у всех у нас есть ещё и другие ипостаси, роли, функции, обязанности, и это надо учитывать. То есть, подход к человеку в команде должен быть не такой, что либо наш, либо чужой.
Этот слайд я добавила из-за той дискуссии, которая развернулась по поводу нашего высказывания  об «исторически сложившемся меньшинстве». Мне кажется, что нам очень важно научиться перестраивать свой фокус зрения, научиться видеть всё, что происходит, как минимум с двух сторон, и как можно меньше исходить из своих стереотипов. Услышав что-то противоречащее твоему мнению, прежде чем возражать, надо попытаться найти другой ракурс для понимания оппонента.
Третий принцип: каждая групповая работа должна заканчиваться чем-то конкретным: сообщением, докладом. Например, протокол Круглого стола – это хорошо. Но, исходя из своего педагогического, соционического, преподавательского опыта, я всегда настаиваю на том, чтобы совместная мыследеятельность завершалась  не просто словесным текстом, а каким-то образом. Образ больше объединяет людей, позволяет лучше передать потаенный смысл. Очень важна эмоциональная вовлечённость, а не только то, что у нас есть общие тексты, но есть и общие картинки, с которыми мы себя уже идентифицируем. Подключение правого полушария – предпосылка творческого решения проблем.

Поэтому следующий текст насыщен всевозможными картинками – по тем проектам, которые осуществлялись в прошедший почти год (Тартуский центр социального капитала зарегистрирован в середине июля 2011 года). Тогда я была одна, а сегодня в нашей команде человек десять, причём некоторые вовлечены в деятельность более, другие – менее, а и группа поддержки, конечно, гораздо больше, человек 30.
Для меня самый важный проект – общинные встречи, проходящие теперь ежемесячно. Есть ещё аналитический клуб, дуэт «Элегия», исполняющий духовную и народную музыку. Стал формироваться ансамбль русской народной песни, которого в Тарту не было. Русская школа Эстонии – проект больше педагогический и социально-исследовательский, чем деятельностный (осуществляется сбор информации и материалов), хотя контакт с «Русской школой Эстонии» тоже поддерживаем. Православные праздники у нас проводятся ежемесячно, там рассказывают об истории этих праздников и показывают обряды, поют песни. Кукольный театр: подготовлен один спектакль для детей, но есть желание вырасти в театр для взрослых, ставить сатирические спектакли. Существует также клуб безработных, для которых организован семинар личностного роста, Посещающие семинарские занятия,  могут выполнять у нас волонтёрскую работу, за которую они имеют небольшую компенсацию от кассы по безработице. Именно за счёт этого инструмента удалось привлечь в наш центр первых добровольцев. Эта схема работает, и её можно использовать и в Таллине. Для молодёжи у нас имеется клуб социоников, развивается и клуб знатоков. К участию в заседаниях последнего привлекаются не маститые лекторы из Тартуского университета, а молодые ребята, которые ещё только учатся в университете. При этом они в небольшой аудитории пытаются говорить по-русски на научные темы. Это задумано для тех ребят, которые учатся, в основном, на эстонском языке – чтобы они имели русскоязычную среду для бесед на научные, серьёзные и  интересные темы. Александр Лобанов проводил  театральные среды. Клуб любителей поэзии, который завершает сезон в этом году 16 июня фестивалем. По всем подпроектам мы достигли пока не очень многого, в заседаниях некоторых клубов принимают участия несколько человек. Но дорогу осилит идущий!

Центр пока немного зарабатывает, больше инвестирует личных средств и тратит, в основном, на аренду помещений.

Команада состоит из 7 человек. Вальдо Руттас – ведущий семинара для безработных и методолог мыслетолок (ученик Щедровицкого). Низкий поклон нашему партнеру - Сергею Чуркину, который немножко поддерживает нас, софинансирует  каждую общинную встречу.
Теперь о том вопросе, который тут уже был задан, насчёт финансирования.
Мной было написано более 15 проектов в различные фонды, получено много отказов. Сейчас получены небольшие финансирования, меньше, чем запрашивали, на четыре проекта: однодневное мероприятие Масленица, Общинные встречи, как традиционное мероприятие, и встречи с писателями, все получили поддержку от тартуского отдела культуры.
Здесь список тех фондов, куда подавались проекты. Ответ ждем от фонда приграничного сотрудничества, а все другие пока что не оценили ни нашего таланта, ни устремлений. Как видите, написание проектов, это трудоемкая работа: с исправлениями и переписываниями после отказов, чтобы подавать заявки повторно.

Почему не получается получить финансирование проектов? В чём причина наших неудач? Перечислю некоторые возможные ошибки.

Порой автору проекта бывает трудно сформулировать, что же он хочет. Особенно, когда проект пишется кому-то. Идея как бы есть, но она слабо конкретизирована.
Часто причиной неудач с получением положительного ответа оказывается то, что у нас деятельность – междисциплинарная. Мы никак не попадаем в ту область, на которую дают деньги. Оценивающие проект хотят, чтобы проект умещался ровно в рамки той деятельности, под которую они могут давать финансирование. А если проект немного шире по содержанию, то в ответ рекомендуют искать финансирование в другом месте.
Следующая причина: неумение оформить проект простым, доступным для оценщиков проекта языком. Нельзя писать проекты сложным языком. Оценивающие проект, как правило, менее образованы в той области, в какой образован пишущий проект. Проекты нужно писать как можно проще. Но писать проще бывает очень трудно.
Также большое значение имеет репутация, или её отсутствие. У нас нет умения лоббировать. Тем более – в эстонской среде. И, конечно, написанием проектов для получения под них финансирования надо заниматься профессионально, а не в спешке писать «на коленке». Причём, как минимум, двумя авторами, поскольку, как правило, генератор идеи не умеет конкретизировать свои мысли и считать деньги. Эту компетентность надо нарабатывать.

Среди перечисленных основных наших проблем выделю особо негативизм, который присутствует в русской общине. Кто бы и что ни предложил, первый ответ со всех сторон – нет! И пока этот негативизм не будет преодолён, дело в общине вряд ли сдвинется с места. Здесь, за Круглым столом, может, такого отношения и нет, но вообще в общине негативизм присутствует».